Наши комментарии к изменениям в законодательстве

Вступление в силу п.6 ст. 24 Закона "О защите прав потребителей"

Пункт 5 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" разрешает ситуацию, возникающую у потребителя при продаже ему товара с недостатком исключительно в кредит (то есть на основании статьи 488 ГК РФ). В случае приобретения такого товара на средства, взятые гражданином у банка по кредитному договору, интересы пострадавшего потребителя защищались опосредованно, через положения статьи 15 ГК РФ (определяющей содержание убытков с учетом таких обстоятельств) и статей 13 и 18 Закона "О защите прав потребителей", устанавливающих право потребителя на возмещение соответствующих убытков.

Роспотребнадзор разъяснил, что введенный в действие в июле 2014 года пункт 6 статьи 24 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") направлен на устранение пробелов правового регулирования и повышение правовых гарантий потребителей как наиболее слабой стороны в потребительских правоотношениях. Именно так позиционирует Конституционный суд РФ юридически безграмотного потребителя.

Пункт 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" прямо предусматривает ответственность продавца за все возникшие у потребителя убытки вследствие заключения договора купли-продажи, в том числе из-за заключения взаимосвязанного кредитного договора, то есть в контексте определения, данного убыткам статьей 15 ГК РФ ("под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),  а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)").

Более того, действие пункта 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" распространяется не только на кредитные договоры, связанные целью предоставления кредита с соответствующим договором купли-продажи, но также на аналогичные правоотношения, вытекающие из договоров любых займов, в том числе договора микрозайма.

Указанное выше существенно расширяет положение ранее введенного в силу пункта 5 анализируемой статьи, которая устанавливает, что "в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита". Между тем данная норма не учитывает повсеместно распространившуюся практику приобретения товаров не в кредит, а на заемные средства, предоставленные гражданам кредитными организациями погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита".

Также, Роспотребнадзор считает, что введение новой нормы отвечает общей тенденции усиления ответственности за посредничество на потребительском рынке и позволит повысить эффективность всей системы национальной защиты прав потребителей. Однако у нас такого оптимизма нет, так как «лечить» надо одновременно и законы, и правоприменительные системы. Принятие новой нормы закабалит продавца на расходы, за которые он не отвечает. Дело в том, что изготовитель отвечает перед продавцом за некачественность товара независимо от того, кто в конечном итоге покупает товар и на какие деньги. Банк также получит свои проценты, то есть свой доход, а вот продавец остается крайним. Встает вопрос о различном отношении продавца к покупателям с собственными деньгами и кредитованными средствами. Наверняка начнут появляться схемы, позволяющие снизить риски продавцов.


Новое в законодательстве РФ

КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве
»