Наши комментарии к изменениям в законодательстве

Новое в законодательстве об исполнительном производстве (изменения 2014 года)

В настоящее время предметом множества научных и практических публикаций, обсуждений на различных конференциях, семинарах и тому подобных мероприятиях, являются рассуждения о потере системности российского законодательства, о низком качестве правотворчества, казуистичности большинства законодательных актов, смешении в одном законе норм различной отраслевой направленности. Эффективного способа борьбы с этими проблемами российской правовой системы сегодня не существует, поэтому главное и единственное в такой ситуации для каждого юриста - сохранять правильные ориентиры в законодательном пространстве.

В этом смысле законодательство об исполнительном производстве находится не в самом плохом состоянии, поскольку во многих других отраслях регулирования ситуация намного хуже. В 2007 г., не так давно даже по современным меркам, состоялась последняя его систематизация, которая позволяет, несмотря на многочисленные изменения и дополнения, сохранять минимально необходимую структуру и относительную стройность регулирования.

Какие же новеллы появились в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) за последний год?

10 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее – Закон N 441-ФЗ) и особое внимание следует обратить на изменения в части направления для исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, порядка извещения сторон исполнительного производства, порядка замены стороны исполнительного производства правопреемником, порядка действий судебного пристава-исполнителя при введении процедуры банкротства, дополнение новыми мерами - об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, а также увеличение размера штрафов за неисполнение должниками требований судов.

Проанализируем по порядку некоторые новеллы Закона N 441-ФЗ, которые, как нам представляется, меняют идеологию правового регулирования ряда институтов исполнительного производства.

 1) Внесен ряд изменений и дополнений в части извещения и вызова в исполнительном производстве. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Кроме того, Законом N 441-ФЗ предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя уведомлять лиц, участвующих в исполнительном производстве, о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве (статья 27 Закона об исполнительном производстве).

Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

В повестке (ином извещении), кроме наименования и адреса структурного подразделения судебных приставов, должны содержаться адрес официального сайта Службы судебных приставов в сети "Интернет", контактные номера телефонов структурного подразделения судебных приставов.

 2) К исполнительным действиям отнесено право судебного пристава-исполнителя производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (пункт 16.1. части 1 статьи 64, статья 88.1 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 1 статьи 88.1. Закона об исполнительном производстве "Порядок зачета встречных однородных требований" по заявлению взыскателя или должника либо по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель производит зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

До Закона N 441-ФЗ вопросы зачета в исполнительном производстве специально не регулировались. Зачет встречных требований является преимущественно институтом материального права, однако в процессуальном законодательстве, например в ст.138 ГПК РФ, такой зачет рассматривается в контексте условий принятия к рассмотрению встречного иска. Таким образом, исходя из смысла указанной статьи можно сделать вывод о том, что зачет встречных требований в судебной стадии реализации правоотношения возможен только в процессуальной форме встречного иска, рассматриваемого судом.

Вместе с тем в правоприменительной практике исполнительного производства возникали многочисленные вопросы относительно возможности зачета встречных требований на этапе принудительного исполнения, а также процессуальной формы такого зачета.

До вступления в силу Закона N 441-ФЗ ответом на подобные вопросы являлось разъяснение ВАС РФ, содержащееся в п.2 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований <2>. Суд разъяснил, что окончание исполнительного производства, основанное на сделанном одной из сторон заявлении о зачете, при наличии встречных исполнительных листов не противоречит закону. Кроме того, было прямо указано на то, что зачет встречного однородного требования, так же как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, т.е. в этой части влечет такие же последствия, как и исполнение. Судебный пристав-исполнитель в данном случае обязан был вынести постановление об окончании исполнительных производств по исполнительным листам как одной стороны, так и другой.

--------------------------------

<2> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65.

 Таким образом, было подтверждено, что зачет встречных требований, произведенный сторонами в соответствии с нормами материального права, влечет за собой окончание исполнительного производства без специального санкционирования такого зачета судом или судебным приставом.

 3) Статья 46 Закона об исполнительном производстве дополнена частью 5, которой предусматривается право взыскателя повторно предъявить для исполнения судебный исполнительный документ в случае его возврата в соответствии с п.4 ч.1 ст.46  <3> не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления о возвращении его взыскателю.

--------------------------------

<3> В случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

 4)  Внесены изменения в части порядка замены стороны исполнительного производства правопреемником.

Статьей 52 Закона об исполнительном производстве в ред. до 10.01.2014 было предусмотрено, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и др.) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Законом N 441-ФЗ в указанную статью внесены изменения, дополняющие ее частями второй и третьей. Так, ч.2 ст.52 в новой редакции устанавливает два случая, когда судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: 1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; 2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно новой ч.3 ст.52 судебный пристав-исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства правопреемником, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

 5) Внесены изменения и дополнения в части порядка действий судебного пристава-исполнителя при введении процедуры банкротства.

Так, внесены изменения в часть 3 статьи 95 Закона, в соответствии с которыми определен перечень исполнительных документов (пункты 1-6 указанной статьи), по которым судебный пристав-исполнитель, получивший от Федеральной налоговой службы сообщение об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, не приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника-организации до принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника процедуры банкротства.

 6) Федеральным законом N 441-ФЗ  конкретизированы основания окончания и прекращения исполнительного производства по взысканию штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление).

Так, часть 15 статьи 103 Закона об исполнительном производстве дополнена таким видом окончания как возвращение исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ.

Такой вид окончания исполнительного производства рассматриваемой категории, как передача исполнительного документа в другое подразделение судебных приставов исключен.

В часть 14 статьи 103 Закона внесен ряд дополнений, в соответствии с которыми расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства рассматриваемой категории: смерть должника-осужденного или объявления его умершим; замена наказания в виде штрафа другим видом наказания; освобождение от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии, помилования и в иных случаях, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; отмена обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа и прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в пункте 1 или 2 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанные основания предполагают прекращение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем при наличии в материалах исполнительного производства необходимых подтверждающих документов.

 7) Устанавливаются особенности исполнения требований об освобождении земельных участков и сносе строений.

Статья 107 Закона в значительной степени была переработана и в настоящее время не только определяет порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении, но и предусматривает в новой редакции определение порядка исполнения исполнительных документов об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.

Так, в случае, если должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.

При этом исполнение требования о выселении или об освобождении нежилого помещения включает в себя освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением.

Также законодателем разъяснено, что исполнение требования об освобождении земельного участка включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.

Снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Принудительное исполнение перечисленных выше категорий исполнительных документов производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта.

В случаях возникновения необходимости судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов.

Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию.

Также новая редакция Закона наделяет судебного пристава-исполнителя в целях полного и правильного исполнения требований исполнительных документов, в том числе о сносе строений, привлекать соответствующую специализированную организацию либо предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

8) Увеличиваются штрафы за неисполнение должниками требований судов.

Исполнительский сбор является своеобразной санкцией, призванной побудить должника к исполнению своих обязанностей в добровольном порядке еще до применения службой судебных приставов всего арсенала средств принуждения должника, и в этом смысле является достаточно эффективным средством защиты прав и интересов взыскателей в исполнительном производстве.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, предусмотренным Законом об исполнительном производстве и налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

С 10 января 2014 года минимальный размер исполнительского сбора устанавливается в размере не менее 1 тыс. рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 тыс. рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. рублей, с должника-организации - 50 тыс. рублей.

В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3, часть 3.1. статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

 И, в завершение, необходимо отразить еще ряд существенных изменений, внесенных в Закон об исполнительном производстве, в связи с присоединением Российской Федерации 31.05.2011 к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25.10.1980

В целях создания в России эффективного механизма розыска детей, похищенных одним из родителей, и их возвращения в государство постоянного места жительства Федеральным законом  от 05.05.2014 N 126-ФЗ были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,  Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и  Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Полномочия по розыску похищенных детей в рамках действия положений Конвенции возложены Федеральным законом N 126-ФЗ на Федеральную службу судебных приставов. Розыск детей будет осуществляться Службой как на досудебной стадии (когда решение по делу еще не вынесено либо компетентным органом рассматривается вопрос об организации возвращения похищенного ребенка), так и в рамках исполнения уже вступившего в законную силу судебного акта о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа к нему.

Согласно изменениям, внесенным в Закон о судебных приставах, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску ребенка на основании судебного акта, старший судебный пристав организует розыск ребенка на основании судебного акта.

Статья 12 Закона о судебных приставах дополнена положениями, предусматривающими обязанность судебного пристава-исполнителя объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, а также о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществлять такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации. При производстве розыска ребенка на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель имеет право совершать исполнительно-разыскные действия.

Также расширен перечень задач исполнительного производства, к которым, в частности, отнесено обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Введен новый вид исполнительного документа - запрос центрального органа (п.10 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве), назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерации или удерживаемого в Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1097 таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Кроме того, установлены требования, предъявляемые к указанному исполнительному документу, порядок предъявления его к исполнению, срок предъявления к исполнению исполнительных листов, содержащих требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, а также срок, в течение которого указанные исполнительные документы должны быть переданы судебному приставу-исполнителю для рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства (ч.6 ст.13, ч.1 ст.21, ч.ч.5.1. и 7.1. ст.30 Закона об исполнительном производстве).

Введено дополнительное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства и для прекращения исполнительного производства. Это достижение ребенком возраста, при котором международный договор не подлежит применению в отношении ребенка, если исполнительный документ содержит требование, основанное на международном договоре Российской Федерации.

Также внесены изменения в статью 65 Закона об исполнительном производстве, регламентирующую розыск ребенка на основании запроса центрального органа и исполнительного документа, содержащего требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

Согласно внесенным изменениям, постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Копия постановления о розыске ребенка подлежит направлению в орган опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка, а также центральному органу не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

При обнаружении ребенка судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно должен проинформировать об этом орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, а также центральный орган. В случае если розыск ребенка осуществлялся на основании запроса центрального органа, исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с п.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве. Если розыск ребенка осуществлялся в рамках возбужденного исполнительного производства на основании исполнительного документа, выданного судом, судебный пристав-исполнитель принимает меры для дальнейшего исполнения требований судебного акта.

Глава 13 Закона об исполнительном производстве дополнена статьей 109.3, регламентирующей исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, а также о порядке общения с ребенком.

В соответствии с Федеральным законом N 126-ФЗ все копии постановлений, вынесенные в рамках исполнительного производства, подлежат обязательному направлению в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем их вынесения.

В случае возбуждения исполнительного производства на основании запроса центрального органа о розыске ребенка взыскание исполнительского сбора не осуществляется.

Внесены изменения в статью 79 Семейного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают участие в необходимых случаях детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов при принудительном исполнении судебных решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу.


Новое в законодательстве РФ

КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве
»